Слова – образы;
словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.
Собственно говоря, словарь есть книга
в самом широком значении слова.
Все другие книги содержатся в ней:
суть лишь в том, чтобы извлекать их из неё
Франсуа Вольтер
22 ноября отмечается День Словарей и Энциклопедий. Праздник учреждён в 2010 г. по инициативе Общества любителей русской словесности и музея В.И. Даля. Словарь – это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.
Этот день выбран не случайно. Именно 22 ноября – день рождения великого российского лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872), автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения.
Словарь В.И. Даля – это книга словопроизводства, а не только словоописания. Она включает не только то, что говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость, если не «избыточность», его словесных гнёзд. В.И. Даль приводит все возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их употребления, но с самой возможностью их образования.
Это словарь не столько для справочного использования, сколько для пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один из академических словарей не сравнится с далевским в представлении словообразовательного богатства русского языка, в передаче его живого, созидательного духа. Не случайно этой книгой пользовались – и вдохновлялись ею – столь разные писатели, как А. Белый и В. Хлебников, С. Есенин и А. Солженицын.
Поэтическое свидетельство необходимости словаря оставил С. Я. Маршак.
Словарь
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...».
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Электронные версии словарей: