На уроках 7 класса ученики работали с текстом про Кивач.
(1)Водопад Кивач – одно из чудес Карелии. (2)Но не только им славится заповедник «Кивач». (3)Здесь можно увидеть интересные деревья, характерные как для Карелии, так и для других регионов, музей природы. (4)По территории3 проложены экологические тропы. (5)Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч туристов, чтобы воочию увидеть один из самых больших равнинных водопадов Европы.
(7)На территории заповедника находится водопад Кивач, образуемый падением реки Суны. (8)Здесь Суна, одна из крупнейших рек Карелии, пересекает диабазовую гряду, возникшую в докембрийский период. (9)Ниже гряды река углубила свое русло, размыв рыхлые осадки послеледникового озера. (10)Вода падает с четырех ступеней. (11)Общая высота падения от верхнего зеркала реки до нижнего — 10,7 м.
(12)Старинное предание рассказывает о появлении Кивача и других порогов на реке Суна. Вот его полная версия.
(13)Сёстры-красавицы Суна и Шуя родились на краю земли из одного и того же озера. (14)Долго бежали речки рядом и не могли налюбоваться друг на друга. (15)Но однажды решили сёстры поискать себе женихов в дальних краях. (16)Много раз дремучие леса, скалы и болота преграждали им путь. (17)Но девушки шли дальше. (18)Наступил вечер, сомкнулись над ними темные шапки деревьев-великанов, а лес не кончался. (19)Почувствовав усталость, решили речки отдохнуть. (20)Крепким сном уснула добрая Суна, всегда уступавшая3 младшей сестричке удобное русло. (21)Любила девушка поспать, оттого и звали её раньше Сон-река. (22)А тем временем неблагодарная Шуя, подремав, умчалась далеко вперед к неведомому морю.
(23)Проснувшись, поражённая изменой Шуи и горем разлуки с нею, как безумная бросилась Сон-река догонять беглянку, не выбирая русла, не останавливаясь ни перед какими преградами. (24)В страстной3 погоне за сестрой налетела она на Олонецкие скалы и стала неистово рвать их, пробиваясь стрелою вперед. (25)Так возникли и Гирвас, и Поор-Порог. (26)Однажды Суне послышался3 голос Шуи, быстро выбежала она из-за поворота, но опять перед ней неприступной стеной встали мрачные скалы. (27)Собрав последние силы, Суна раздвинула их и прыгнула вниз с четырех ступеней… (28)С последним воплем в утёсах Кивача, потерявшая надежду догнать сестру, печально отдалась Суна в руки северного великана — леса».
(29)В настоящее время былая мощь водопада утрачена. (30)Из-за построенной выше по течению Гирвасской плотины сейчас на Кивач попадает вода всего лишь с 30 км пути реки.
(31)Современный водопад, значительно потеряв в размерах и мощности, не утратил своей неповторимой красоты и является наиболее известным и доступным водопадом Карелии.
Задание к тексту:
1.Составь сложный план текста.
2. Спиши предложения 4,7,8, 20, 28. Сделай синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
3. Выпиши из текста полные причастия, обозначив их вид.
4. Выпиши номера предложений, в которых встречаются однородные члены (не менее двух).
5. Выпиши слова с двумя НН, обозначь, какая это часть речи.
6. Выполни морфологический разбор выделенных слов.
На уроке русского языка в 9 классе работали с текстом про Соловки.
(1)Соловецкие острова и прилегающая к ним акватория имеют статус особо охраняемой территории и музея-заповедника, духовный центр островов – Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – внесен в списки Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. (2)Ежегодно десятки тысяч туристов и паломников прибывают в эти святые места, чтобы познакомиться с их драматической историей, увидеть оплот православия на Крайнем Севере России, насладиться нетронутой природой, суровой и умиротворяющей одновременно.
(3)Наиболее значимые историко-архитектурные и духовные памятники Соловков расположены на Большом Соловецком острове. (4)Здесь сосредоточены основные культовые сооружения, пустыни и скиты. (5)Некоторые другие монастырские святыни находятся на соседних островах.
(6)На Соловках все поражает своей основательностью и незыблемостью: грандиозные каменные стены кремля, дороги и дамба на валунном основании, сотни лет не знавшие ремонта, но до сих пор служащие людям. (7)Удивляют десятки километров рукотворных каналов, соединяющих сотни божественной красоты озер, бескрайние луга, созданные тружениками-монахами. (8)Здесь все дышит гармонией, соединившей в себе красоту природы и плоды человеческого труда.
(8)Освоение человеком Соловецких островов началось еще во времена неолита, когда здесь появились аборигенные обитатели Поморья – протосаамы, промышлявшие охотой на морского зверя и рыбной ловлей. (9)Известно, что во II-I веках до н. э. протосаамы хоронили на островах своих усопших, возводя над их могилами курганы – насыпи из валунного камня, образовавшие со временем целые лабиринты. (10)Оба названия архипелага – Соловецкие острова и Соловки – имеют саамские корни: по-саамски «suollek» означает «острова». (11)Вероятно, в этих местах саамы совершали языческие обряды вплоть до времен Средневековья.
(12)С XI века в акватории Белого моря все чаще стали появляться парусно-гребные суда новгородских ушкуйников – военизированных дружин, занимавшихся также торговым промыслом. (13)Вслед за ними эти края начали осваивать иноки, селившиеся в скитах в полном отрешении от мира. (14)В 1429 году на Большой Соловецкий остров прибыли монахи Савватий и Герман. (15)Здесь, в 13 км от того места, где позже был возведен монастырь, они водрузили крест и обустроили келью. (16)Вскоре к ним присоединился Зосима, уроженец Поморья, раздавший свое имущество бедноте и решивший отречься от мирских сует. (17)С именами Савватия, Германа, Зосимы и связано основание в 1436 году Соловецкого монастыря, ставшего со временем одним из самых почитаемых в России.
(18)С середины XV века на архипелаге начали обустраиваться первые его постоянные жители – монахи и послушники монастыря. (19)Постепенно они организовали здесь крепкую религиозно-хозяйственную общину. (20)В 1548 году настоятелем обители стал монастырский монах Филипп. (21)Этот игумен, потомок боярского рода Колычевых, проявил себя незаурядным руководителем. (22)При нем на Соловках вместо деревянных культовых сооружений начали строить каменные, возводили хозяйственные постройки, прокладывали дороги, озера соединили каналами, создали собственный флот, а также развивалась торговля. (23)Вблизи самого монастыря были обустроены прудки-садки, где разводили рыбу, а на острове Большая Муксалма разбили просторные пастбища и разместили скотный двор.
(24)Во второй половине XVI века, во время Ливонской войны, шведы, обеспокоенные активностью соловецкого торгового судоходства, не раз направляли в островную акваторию свои военные корабли. (25)В ответ по указу Ивана Грозного для защиты Беломорья на Большом Соловецком острове была возведена крепость, где разместился гарнизон во главе с воеводой.
(26)В XVII веке на Соловках произошли трагические события. (27)Монастырская братия, отвергнувшая церковные реформы московского патриарха Никона, взбунтовалась и оказала сопротивление царскому войску. (28)Восстание было жестоко подавлено воеводой Иваном Мещериновым.
(29)Большую часть Соловецких …стровов зан…мают л..са с…сновые и листве..ые, б…резовые рощи. (30)В ч…ще много бур…лома ств…лы д…ревьев долгие годы пр…л…жавшие на з…мле почти сплош.. п…крылись зар…слями ч..рники брусники г…лубики в…р…ники. К концу лета кустарники ра…цвечивают…ся с…зревшими ягодами л…сные п…лянки в…пыхивают пунц…выми красками с…цветий иван-чая и нап…лняются нежным ароматом медуницы. Еще одно украшение соловецких л…сов вереск. (31)В пору св….его цв….тения он заст…лает землю спл…шным к…вром из мельч…йших фиолетовых цв…точков с…здавая в…схитительную гармонию с насыще…ыми з…леными красками леса. (32)Осен…ю соловецкие л…са пр…вращают…ся в гр…бное царство.
Задания к тексту:
1.Найдите в тексте простые предложения (не менее двух) выпишите их номера.
2. Найдите в тексте сложносочиненные предложения (не менее двух) выпишите их номера.
3. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения (не менее двух) выпишите их номера.
4. Найдите в тексте предложения (не менее двух), которые осложненные обособленным определением, выраженным причастным оборотом, выпишите их номера.
5. Найдите в тексте предложения (не менее двух), которые осложнены обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, выпишите их номера.
6. Спишите предложения с 29 по 32, выставь пропущенные буквы, расставь пропущенные знаки препинания.
7. Выпишите слова с двумя НН, укажите часть речи.
8. Выпишите сложные слова, состоящие из двух или более корней.